Автоскрепер — внедорожное транспортное средство для эксплуатации вне автомобильных дорог — на карьерных и грунтовых дорогах,предназначенное для послойной разработки, транспортировки и отсыпки грунтов слоями заданной толщины.
Загрузка (забор) грунта скрепером производится с помощью бульдозера-толкача.
Для этого автоскрепер опускает ковш,приоткрывает переднею заслонку и врезается ножами,расположенными в передней нижней части его ковша в грунт.При резке грунтов горизонтальным слоем и происходит наполнение ковша.
Выгрузка породы (грунта) из ковша — принудительная производиться выдвиганием задней стенки ковша вперед.
Допускается загрузка скрепера экскаватором или ковшовым погрузчиком, что значительно расширяет универсальность его использования.
Самоходные автоскреперы применяют для транспортирования на расстояния от 300 до 3000 м и более.
Скорость автоскрепера: транспортная 40 — 45 км/час, рабочая ( загрузка с помощью бульдозера-толкача и отсыпка грунтов ) 5 — 10 км/час.
При дальности транспортирования более 3 километров по бездорожью скреперы более производительнее и рентабельнее автосамосвалов,загружаемых экскаватором.
Преимуществами автоскрепера в этом случае являются:
-надежность и доступность агрегатов в обслуживании;
-низкая энергозатратность загрузки и транспортировки грунта по сравнению с использованием технологии «самосвал-экскаватор (самосвал-погрузчик)».
Управление рабочими органами — подъем-опускание ковша и передней заслонки,движение задней стенки ковша скрепера осуществляется гидроцилиндрами.
Гидравлическая система скрепера:
— насосы и их привода;
— гидравлический распределитель;
— гидроцилиндры;
— масляный бак;
— масляные фильтра;
— дроссели;
— обратные клапана;
— предохранительный клапан;
— гидравлический замок;
— трубопроводы и рукава.
Если гидравлический распределитель установлен в кабине скрепера,то машинист им управляет с помощью рукояток или рычажного механизма.
При установке распределителя на тяговой раме для им управления используют различные системы дистанционного привода.
Классификация самоходных скреперов:
— машины с одной ведущей осью;- машины со всеми ведущими колесами;
— скреперные поезда;
— скреперы с элеваторной загрузкой.
Наибольшее применение имеют автоскреперы с одной ведущей осью.
Не смотря на то,что они должны загружаться обязательно при помощи бульдозера-толкача,они имеют преимущества,которыми является лучшая маневренность, уменьшенные габариты и масса машины.
Скреперы со всеми ведущими колесами предназначаются для работы в тяжелых грунтовых условиях, на больших уклонах, в районах с повышенной влажностью грунтов. Все ведущие колеса обеспечивают машине дополнительную тягу и хорошую проходимость.
Скреперные поезда с одной ведущей осью по сравнению с обычным скрепером имеют удвоенную емкость за счет присоединения второго скрепера. Набор грунта скреперный поезд производит поочередно каждым ковшом.
Скрепер с элеваторной загрузкой при движении ножом ковша срезает стружку грунта, который перемещается скребками элеваторного механизма, установленного на месте заслонки в обычном скрепере, в ковш.