Правила зимней езды:
1) Зимняя резина,не обязательно шипованная.На чистом асфальте шипы держат машину намного хуже,чем не шипованная резина.Но при трогании с места и торможении на перекрестках и у светофоров,где дорога особенно скользкая,шипы очень помогают.
2) Управлять на снегу и льду надо всегда осторожно и плавно.
Не делайте резких движений рулем,педалями газа и тормоза
3) Газ при зимней езде должен быть минимальным,иначе колеса автомобиля срываются в пробуксовку,и вся тяга уходит исключительно на шлифование на ледовой корке.Трогаться с места зимой иногда нужно в»натяг» на второй передаче.По такому принципу работают многие автоматические коробки,имеющие зимний режим.
Выезжайте со стоянки на минимальном газу (лучше несколько раз заглохнуть и снова завести автомобиль,чем закопать колеса машины в глубокую колею,из которой вы самостоятельно можете уже не выбраться.Если не получится, попытайтесь выбраться «раскачать» автомобиль. Нажал газ – отпустил и нажал сцепление – снова нажал газ.Можно вытащить таким способом машину из очень сложных и неприятных ситуаций.
Водителям этот прием довольно полезен.А вообще-то кое о чем не мешало подумать еще накануне,когда вы ставили автомобиль на стоянку – не заезжать впритирку к другим машинам,чтобы, если ваш автомобиль вдруг начнет скользить вбок,не упереться в них.А если останавливаетесь ненадолго,лучше не подъезжать близко к тротуару,где больше всего снега – въехать-то вы с разгона въедете, а выбраться обратно может не удастся.Лучше встать чуть дальше от края.Не надо останавливаться на горке,если потом не будет возможности съехать обратно задним ходом.При трогании с места колеса точно забуксуют.
Какой привод лучше в гору?Задний или передний?
На заднем приводе въезжать в гору легче,потому что нагрузка на заднюю ось автомобиля увеличивается,соответственно уменьшая вероятность пробуксовки.Передние ведущие колеса автомобиля при движении на гору,наоборот,разгружаются.Отсюда известный рецепт:на переднем приводе заезжать на горку задним ходом.Впрочем, не стоит этот способ переоценивать – может,лучше осторожно съехать вниз и попробовать еще раз, но только посильнее разогнавшись.Конечно,если вокруг нет стоящих машин,которые ваша машина может повредить,съесли ее стянет вбок.
4) Тормозить двигателем.
Современные автоматические коробки передач, как правило «понимают»,что при отпущенном газе водитель,скорее всего,хочет затормозить двигателем.Не нужно зимой ждать такой же тормозной путь автомобиля как летом.Надо держать большую дистанцию и тормозить заблаговременно. Летние привычки дают о себе знать:водитель давит на педаль и ожидает обычной в таких случаях реакции машины – а она не останавливается. Сделайте несколько пробных торможений чтобы понять,что при торможении можно ожидать от атомобиля. Ну а если на вашем автомобиле установлена АБС(Антиблокировочная система),то вам нужно просто давить на педаль ТОРМОЗА.
При отсутствии АБС-тормозите прерывисто нажимая на педаль тормоза.Есть еще ступенчатое торможение,когда сила нажатия изменяется от раза к разу, а также множество других видов торможения.Но прерывистое торможение – самое простое,и людям не слишком опытным лучше им и ограничиться.
При движении по «прямой»,если тормозить не приходится,особых проблем не возникает даже зимой.Разве что заднеприводную машину может чуть водить из стороны в сторону,а это подсказывает водителю, что дороге скользко.Переднеприводной же автомобиль этого предупреждения лишен –пока он не начнет совершать какой-нибудь маневр,до этого момента машина будет идти ровно.
Поворот – вторая зимняя проблема после торможения.
Для прохождения поворота надо заранее затормозить и перейти на пониженную передачу,в повороте ехать ровно,не тормозя,с небольшим газом.
Если же вы к повороту подъехали слишком быстро,то машина просто перестает в него вписываться,автомобиль в этом случае выносит наружу. Когда машина не хочет поворачивать,естественная реакция водителя – повернуть руль еще сильнее.Но получается еще хуже так как передним колесам в таком положении сложнее восстановить сцепление с дорогой.
Правильный способ состоит-во-первых,нужно немного отпустить газ,во-вторых,надо слегка уменьшить угол поворота руля.Передние колеса при отпускании газа нагружаются, а поскольку они стоят уже под меньшим углом к дороге, больше вероятность, что они за нее зацепятся и начнут крутиться.Затем уже можно опять довернуть руль в сторону поворота.
На заднем приводе для этого нужно после поворота руля добавить газа.Задняя ось скользит,машина начинает поворачивать нос куда нужно. Но проблема в том, что как только начался занос,надо немедленно крутить руль в ту же сторону,куда несет зад машины,чтобы ее из него вывести.
На переднем приводе добавление газа никакого заноса не вызовет. На маленькой скорости создать занос задней оси может помочь ручник-поворачиваем руль и тянем рычаг.Задние колеса блокируются,зад разворачивает.На большой скорости так делать нельзя – можно повредить ручной тормоз.В этой ситуации надо прежде всего бросить газ – машина при этом клюет носом,передние колеса нагружаются и становятся менее склонны к скольжению.После этого, если повернуть руль,уже может начаться небольшой занос задней оси,который помогает направить нос машины в нужном направлении.
Чтобы занос стал сильнее,надо слегка нажать на тормоз,лишь коснутся тормоза,иначе заблокируются все колеса,и автомобиль просто скользит наружу.А при очень легком нажатии за счет перераспределения массы вперед облегченная задняя ось начинает скользить.
Еще один способ вызвать занос задней оси на переднем приводе.Подъезжая к повороту,надо сначала повернуть руль в противоположную сторону.И только после того,как машина послушается,уже крутить в сторону поворота.Этим предварительным поворотом вы как бы раскачиваете машину,а раскачка приводит к заносу задней оси.Но всегда знайте,что всякий занос требует выхода из него – а это намного сложнее,чем его вызвать.Чтобы все это получалось,тренеруйтесь,повторяйте одно и то же упражнение много раз.
Рекомендации для заднего привода.
Многие водители думают,что,правильно подбирая скорость движения по зимней дороге,можно легко избежать заноса.Однако вероятность заноса всетаки остается — при резком сбросе газа или торможении,даже во время разгона или ускорения.То есть,автомобиль может понести совершенно неожиданно для вас.
В отличие от переднего привода,автомобиль с задними ведущими колесами более склонен к заносу задней оси.При классической компоновке основная масса приходится на переднюю часть машины — ее нагружает силовой агрегат и коробка передач,задняя часть загружена гораздо меньше, а,значит,хуже сцепление ведущих колес с дорогой.
Ситуация первая самая распространенная.Поворот, голый лед,полное неповиновение рулю — то есть снос передней оси.Рецепт в такой ситуации один — «обратить» остояние сноса «передка» в занос задних ведущих колес.Если вас понесло на большой скорости — достаточно сбросить газ,при условии, что передние колеса уже «смотрят» в сторону поворота,а скользкое покрытие хоть как-то, но держит автомобиль. !
На небольшой скорости не следует и пытаться справиться с заносом передней оси с помощью рабочих тормозов — это только усугубит ситуацию. Дергайте ручник или резко и коротко нажмите на газ,что вызовет пробуксовку задних колес,только не «переборщите» с оборотами,иначе вы рискуете развернуться на все 180 градусов.Включение пониженной передачи с намеренно резким отпусканием сцепления тоже поможет делу,но для этого нужна предварительная тренировка.
Ситуация вторая.Автомобиль начинает разворачивать на дороге.Машину несет боком.Нужно остановить начавшееся скольжение резким поворотом руля в сторону заноса и сразу же обратно,сопровождая это сбросом газа.Здесь главное — возвращать руль сразу,не дожидаясь реакции.Иначе такие действия могут привести к обратному: машину понесет другим боком под еще большим углом.
Вопреки устоявшемуся мнению,автоматическая коробка, если ею пользоваться аккуратно, облегчает зимнюю езду.Дело в том, что ведущий мост автомобиля связан с двигателем не жестко, а через гидромуфту,которая сглаживает рывки и толчки в трансмиссии и не позволит колесам неожиданно провернуться (заблокироваться) при резком нажатии (отпускании) педали газа. То есть трансмиссия сгладит возможные ошибки водителя (до определенного предела, разумеется).Но нужно учитывать скорость! Принудительные пониженные передачи плюс превышение скорости часто приводит к сломанной коробке или блокировке ведущих колес с последующим принудительным же заносом.
Рекомендации для переднего привода.
На переднеприводном автомобиле водители увереннее чувствуют себя и в повороте,и на прямой,а также уверяют, что их машины почти не буксуют. Действительно, благодаря прекрасной курсовой устойчивости, переднеприводный автомобиль дает водителю несколько большее чувство уверенности, чем «задний привод».Передние колеса тянут, задние послушно катятся за ними.Кроме того,двигатель своим весом постоянно нагружает передние колеса,что значительно улучшает их сцепление с дорогой,а если машина забуксовала,то у водителя в запасе большой резерв: поворачивая передние ведущие, обычно можно найти за что зацепиться.
Но,бывает,на обледенелом повороте машина теряет управление, и как бы водитель ни крутил руль,начинает скользить по прямой.Реакция неподготовленного водителя: повернуть руль еще круче и затем тормозить,что окончательно выведет ситуацию из-под контроля.Способов вернуть неуправляемой машине послушность — много.
Вначале усвойте простую истину:если начался снос передних колес,единственное,что может вернуть их управление — занос задней оси.Каковой можно вызвать разными способами,в зависимости от текущей скорости автомобиля.
На небольшой скорости достаточно на мгновение заблокировать задние колеса.Достигается это аккуратным торможением:можно слегка дернуть ручник,или слегка наступить на педаль тормоза. «Газ» в этот момент сбрасывать нельзя,а лучше даже прибавить.
Главным отличием управляемого скольжения переднеприводного автомобиля от заднеприводного является то,что колеса нужно направлять на дорогу, то есть в ту сторону,куда автомобиль обязан ехать,а отнюдь не в сторону заноса.Но на скоростях до 40-50 км/ч от нее можно отступить: кратковременный поворот руля именно в сторону начинающегося заноса поможет направить автомобиль в нужном направлении.Ну, а дальше газуйте потихоньку,вытягивая машину из скольжения в прямолинейное движение по дороге.
При высоких же скоростях все меняется.
Переднеприводный автомобиль очень сильно реагирует на резкий сброс газа заносом задней оси.Поэтому начинающий водитель,пугаясь обледенелого поворота,невольно отпускает педаль газа.Совет бывалого водителя:нельзя бросать газ, если машину понесло.Хотя кажется противоестественным,что машину несет на приличной скорости,а вместо педали тормоза надо жать на «газ».
Если все-таки автомобиль закрутило на дороге,тормоз и сцепление в пол!Это позволит стабилизировать и остановить вращающийся автомобиль,а главное — не заглохнет двигатель, что поспособствует вам быстро убраться со встречной полосы и отъехать в безопасное место.
Всегда помните,что резкий сброс газа может вызвать вращение автомобиля даже на прямом участке дороги,если под колесами неожиданно оказался лед.С педалью газа надо обращаться очень осторожно:плавно и дозированно нажимать и точно также отпускать.Если хотите безопасно управлять автомобилем на зимней дороге — никаких резких движений рулем! Но если оно все-таки началось — то действуйте решительно.Чем резче поворот руля в сторону заноса, тем быстрее выравнивающая реакция автомобиля. Вывернув колеса в сторону заноса, возвращайте их обратно, не дожидаясь реакции автомобиля — иначе автомобиль начнет раскручивать на дороге.
Читайте далее:Зимняя эксплуатация автомобиля