Выбор автомобиля с автоматической коробкой.Проверка АКПП

Автоматическая коробка перемены передач (АКПП) является одним из наиболее дорогостоящих агрегатов современного автомобиля.Покупая автомобиль с «автоматом», следует обязательно убедиться в исправности АКПП, поскольку стоимость ее ремонта в некоторых случаях может быть сопоставима с ценой всего подержанного автомобиля. Обнаружить признаки многих серьезных неисправностей можно, используя несложные методики, не требующие специальных знаний и оборудования.
021

Основные режимы работы АКПП выбираются переключением рычага селектора в различные положения:

N — Neutral (нейтраль) — колеса и двигатель разъединены.
Р — Parking (паркинг) — включена нейтраль, выходной вал, соединенный с колесами, заблокирован.
D — Drive (драйв) — движение вперед с последовательным автоматическим переключением передач.
R — Reverse (реверс) — задний ход.
1(Low), 2,3, 4 — режимы, ограничивающие автоматическое переключение передач соответственно 1-, 2-, 3- и 4-й передачами.

Дополнительные режимы работы АКПП выбираются переключателями на рычаге селектора или рядом с ним.

Спортивный режим (Power, Sport) полнее реализует мощность двигателя за счет более позднего переключения передач.
Экономичный режим (Е, Есоn) обеспечивает экономию топлива благодаря работе двигателя в диапазоне низких оборотов.
Зимний режим (W, *) предусматривает троганье со 2- или 3-й передачи и движение в экономичном режиме.
Kick-down (кик-даун) — принудительное включение пониженной передачи резким нажатием на педаль газа. Предназначается для интенсивного ускорения автомобиля, например при обгоне.
Трансмиссионная жидкость (ATF — automatic transmission fluid) — в просторечии масло для АКПП. Обычно имеет красный цвет. В некоторых европейских автомобилях может использоваться жидкость желтого цвета.

Проверка уровня жидкости.

Уровень жидкости в АКПП в большинстве автомобилей контролируется с помощью щупа, вставляемого в заливную трубку. На щупе, как правило, имеется несколько меток. Две верхние, нередко — единственные, соответствуют границам нормального уровня жидкости при ее рабочей температуре. Часто на этом участке щупа имеется насечка и/или надпись

Hot – «горячий». Иногда на щупе есть и нижние метки, служащие для приблизительной оценки уровня жидкости в непрогретой коробке. Для полного прогрева АКПП необходимо проехать 15-20 км. Проверка уровня жидкости должна производится на ровной горизонтальной площадке при работающем двигателе в режиме » Р» (на некоторых коробках — » N»).
Пониженный уровень может быть следствием как неквалифицированного обслуживания АКПП, так и течи жидкости.

Повышенный уровень, возможно, сознательно поддерживался для упреждения сильной течи.
Если уровень неразличим, а имеющаяся на щупе жидкость вспенена и содержит мелкие пузырьки воздуха, то это может свидетельствовать как о недостаточном, так и о чрезмерном количестве жидкости.

Устранение сильной течи часто связано с дорогостоящим ремонтом АКПП, а продолжительная эксплуатация с пониженным уровнем жидкости, как правило, приводит к интенсивному износу агрегата.
Оценка состояния АКПП по внешнему виду жидкости.
Состояние АКПП можно косвенно оценить по прозрачности, цвету, запаху трансмиссионной жидкости и наличию в ней посторонних включений. В процессе работы исправной коробки жидкость изменяет свой цвет, приобретая светло-коричневый оттенок.

Капните жидкостью со щупа на лист белой бумаги. Если жидкость непрозрачна или в ней можно различить мелкие черные частички и чувствуется явный запах гари, или жидкость имеет белесоватый эмульсионный оттенок, это говорит о серьезных неисправностях АКПП.

Визуальный осмотр АКПП.

При визуальном осмотре АКПП следует обратить внимание на подтеки масла, состояние мас¬ляных магистралей, электрических жгутов и разъемов.

Механические повреждения или следы сварки на поддоне свидетельствуют о наезде на препятствие (бордюрный камень и пр.), что могло стать причиной повреждения внутренних эле¬ментов и деталей, расположенных почти вплотную к поддону.

Проверка включения режимов АКПП.

Заведите двигатель, нажмите педаль тормоза и перемещайте рычаг АКПП в разные положения. О включении режимов можно по характерному несильному толчку.

О неисправностях АКПП могут свидетельствовать:
-запаздывание включения режимов более чем на 1-1,5 с;
-сильные удары при включении режимов (могут быть также следствием завышенных оборотов холостого хода двигателя или ненадежного крепления силового агрегата к кузову или подрамнику).

Стояночный тест.

Целью теста является проверка состояния коробки передач и двигателя в целом.
Внимание!
Стояночный тест должен производиться опытным механиком. Неквалифицированное выполнение теста может привести к выходу АКПП из строя! Это следует иметь в виду как продавцу автомобиля, так и тому, кто берет на себя ответственность за тестирование.

Для проведения теста необходимо:
1. Полностью прогреть АКПП (см. выше).
2. Надежно заблокировать колеса автомобиля всеми возможными способами: стояночным тормозом, противооткатными упорами и т.д.
3. Завести двигатель и с максимальным усилием нажать на педаль тормоза (удерживать ее в таком положении до конца испытания).
4. Включить режим «D».
5. Нажать до упора и удерживать педаль газа (не более 5 с!).
6. По тахометру определить максимальное значение оборотов двигателя.
Внимание!
Если показания тахометра превысили 3000 об/мин, педаль газа следует немедленно отпустить!
7. После 5-7-минутного перерыва повторить испытание в режиме «R».
У исправных двигателя и АКПП значение максимальных оборотов в обоих испытаниях должно быть одинаковым и находиться в пределах 1800-2500 об/мин (в зависимости от модели автомобиля).
Проверка АКПП в движении.

При пробной поездке следует обратить внимание на качество переключений передач всех режимах. Они не должны сопровождаться ударами, вибрацией и посторонними шумами. При умеренном нажатии на педаль газа переключение передач «вверх» должно происходить без повышения оборотов двигателя (даже кратковременного). Проверьте также принудительное включение пониженной передачи кик-дауном.
Проверка кодов неисправностей АКПП.

Большинство современных автомобилей с АКПП имеют электронную систему управления автоматической трансмиссией. Это означает, что электронный блок управления постоянно следит за работой АКПП и в случае каких-то сбоев записывает соответствующую информацию в свою память.

Если мигают контрольные лампочки «OD OFF», «HOLD», «S», «CHECK TRANS», «POWER” и т.п., загораются надписи «Getribe Program», ”Gearbox Malfunction», «Check Engine» и т.п., то в памяти блока управления зафиксированы коды неисправностей. Расшифровать их можно с помощью специальной аппаратуры на станции технического обслуживания. Это позволит точнее судить о работоспособности системы управления и самой АКПП.