Автомобиль с подъемным кузовом в настоящее время является одним из основных средств механизации, применяемых в аэропортах.
Автомобиль с подъемным кузовом предназначен для внутри аэродромного транспортирования грузов,багажа и выполнения погрузочно-разгрузочных работ в грузовые отсеки воздушного судна.
Автомобиль с подъемным кузовом обладает хорошей маневренностью и механизмами управления,что обеспечивает ему безопасное перемещение вблизи самолета.
Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ у борта самолета автомобили с подъемным кузовом делятся на две группы:
1) загрузка-погрузка автомобиля через задний борт грузовой платформы;
2) загрузка-погрузка через переднюю откидную площадку грузовой платформы.
Автомобили с подъемным кузовом так же подразделяются на автомобили с открытым кузовом (АПК) и с закрытым кузовом — автолифты (АЛ).
Автомобиль с подъемным кузовом (АПК) выпускается на 6азе шасси грузового автомобиля,имеет открытую грузовую платформу,как у обычного бортового грузовика,подъемный механизм платформы типа «ножниц», гидравлическую систему,силовой привод, систему управления.
Подъемный механизм (ножницы)предназначен для подъема и опускания платформы, которая служит для загрузки и выгрузки грузов.
АПК в основном предназначены лишь для перевозки багажа и грузов «внавалку».
Автомобили с закрытым подъемным кузовом — автолифты (АЛ) предназначены для погрузочно-разгрузочных работ при перевозках предметов съемного бытового оборудования воздушных судов и контейнеров с бортовым питанием.
Автолифты, как и АПК, состоят из шасси грузового автомобиля, подъемного механизма типа «ножниц», гидравлической системы,силового привода, системы управления.Но, в отличии от АПК, имеют закрытый панельный кузов с термоизоляцией,переднею выдвижную площадку,заднею площадку,заднюю и переднюю двери кузова. Внутри кузова расположены двухъярусные стеллажи.
Выдвижная передняя площадка предназначена для погрузки и выгрузки грузов и контейнеров из автолифта в воздушное судно.Она может перемещаться как в продольном направлении, так и поворачиваться вокруг своей оси. Выдвижение и поворот площадки производится гидравлическими цилиндрами, а остановка происходит по сигналам датчиков. Такая конструкция обеспечивает точную и безопасную работу у борта воздушного судна практически в любых условиях.
Для удобства загрузки в самолёт тележек с бортовым питанием на выдвижной части передней площадки имеется откидная площадка.
Для предупреждения повреждения обшивки самолёта передняя кромка площадки оборудуется резиновым буфером.
Задняя площадка подъёмная с гидроприводом, предназначена для подъёма грузов с уровня земли или рампы, а также для погрузки в самолеты малой высоты. В убранном вертикальном положении задняя площадка фиксируется замком.
Управление подъёмом и опусканием кузова осуществляется с пульта в кабине водителя или с пульта, расположенного в кузове. Управление подъёмом и опусканием задней площадки осуществляется с заднего пульта снаружи кузова либо с пульта на самой площадке. В кузове устанавливается переговорное устройство, обеспечивающее связь с кабиной водителя.