Автоцементовоз (автомобиль-цементовоз) — специальное транспортное средство,оборудованное
герметичной цистерной (емкостью) для перевозки цемента бестарным способом.
Цемент — пылевидный порошкообразный груз.Он является незаменимым материалом на любом объекте
строительства поэтому основная доля перевозок строительных грузов приходиться на его транспортировку.
Раньше цемент в основном перевозили упаковывая в ящики,мешки и т.д. на обычных бортовых грузовиках.
Сейчас большие объемы цемента перевозят бестарным способом в герметичных закрытых емкостях (цистернах).
Бестарный способ перевозки в цементовозе обеспечивает сохранность груз на всех этапах
перевозки,защищает окружающую среду от загрязнения цементной пылью,а также позволяет механизировать
процесс загрузки и разгрузки цемента,что снижает эксплуатационные расходы.
Загрузка цемента в емкость осуществляется через один или несколько люков, расположенных в верхней части
цистерны или с помощью специальной вакуумной системы.
Разгрузка цемента может быть: механической, гравитационной или аэрационный-пневматической.
В зависимости от характеристик цементовозы делятся на несколько категорий:
— полуприцепы-цистерны;
— прицепы цементовозы;
— автоцистерны.
Наиболее популярны цементовозы-автоприцепы с грузоподъемностью от 8 до 35 тонн.
Они имеют гравитационный тип загрузки цистерны и показатели само разгрузки около 1тонн в минуту.
Транспортируемый цемент загружают через специально предназначенные для этого загрузочные люки, а
выгружают через конусы, расположенные внизу. В зависимости от длины цистерны, на ней располагают от 3
до 8 загрузочных люков и от 1 до 5 конусов.
Автоцистерна бывает как горизонтальной, так и вертикальной и имеет V-образную форму, благодаря которой
воздух в цистерне поднимается, а мелкие цементные частицы оседают соответственно вниз.
Широкое применение при перевозке цемента получил пневматический способ выгрузки.
Из автоцементовоза с пневматической разгрузкой цемент выгружается под давлением сжатого воздуха,которое
создается специальными компрессорами,установленными на самом автомобиле или на месте загрузки-погрузки.
Эти машины могут перегружать цемент из цистерны непосредственно в складские резервуары или расходные
бункеры бетоносмесительных установок по гибким шлангам,размещенным как ниже,так и выше цистерны.
При этом цемент по шлангам перемещается на значительные расстояния как в горизонтальном,так и вертикальном направлениях.
Автоцементовозы имеют различную длину цистерны, тип емкости для транспортировки грузов,а также
различаются по максимальному объему перевозимых материалов, грузоподъемности, скорости разгрузки и так далее.
Для производства цистерн-цементовозов, в основном, используют сталь или алюминий, которые обеспечивают
высокую прочность емкости, позволяют минимизировать любое физическое воздействие, и, в том
числе,обеспечивают устойчивость к сильному напору подаваемого воздуха.Несмотря на то что алюминиевые
цистерны дороже стальных на 40 и более процентов,благодаря снижению общей массы удается увеличить на
18-20% грузоподъемность автомобиля-цементовоза,а значит,повысить его рентабельность.Полуприцеп с
алюминиевой емкостью,при прочих равных характеристиках,способен за один рейс перевезти на 1-2 тонны груза больше.