Аэродромные автомобильные пусковые элекроагрегаты (АПА).
Аэродромные элекроагрегаты питают бортовое оборудование воздушных судов, готовящихся к вылету.
Аэродромные автомобильные пусковые элекроагрегаты являются автономными источниками электрической энергии.
Аэродромные автомобильные пусковые элекроагрегаты (АПА) предназначены для питания постоянным и переменным током бортовой электро- и радиоаппаратуры летательных аппаратов при наземном обслуживании, а также для питания электрических систем запуска авиационных газотурбинных двигателей.
Аэродромный передвижной электроагрегат состоит из оборудования,смонтированного в специальном кузове на шасси автомобиля, генераторов постоянного и переменного тока, аккумуляторных батарей, трансформаторов, выпрямителей, электрических машинных преобразователей, а также коммутационной, защитной и измерительной аппаратуры.
В качестве силовой установки, используемой для привода одного или нескольких генераторов, используют как штатный ходовой двигатель автомобиля, так и автономные двигатели,имеющие свою автономную систему питания,смазки,охлаждения подогрева.
Аэродромные автомобильные пусковые элекроагрегаты укомплектовываются кабелями со штепсельными разъемами для соединения с бортовыми разъемами аэродромного питания самолетов.
Электрические системы электроагрегатов обеспечивают заданные параметры электрической энергии для питания бортовых систем. Использование электроагрегатов обеспечивает сохранение ресурса двигателей и бортовых источников электрической энергии воздушных судов.
Управление электроагрегатом и контроль за его работой осуществляется дистанционно с пульта управления, расположенного в кабине водителя.
Для запуска силовой установки могут быть применены две независимые системы электрическая и воздушная. Электрическая схема управления силовой установкой выполнена с блокировкой, исключающей включение электрического стартера двигателя без предварительной прокачки масла через систему смазки. Основными элементами воздушной системы запуска двигателя являются воздушные баллоны и зарядный пульт.
Для подогрева двигателя и масла в баке при низких температурах электрический агрегат снабжен подогревателем с повышенной тепловой производительностью.
Приспособление для механизированной подачи кабелей к борту самолета представляет собой телескопическую стрелу с электрическим приводом, состоящим из нескольких секций, входящих одна в другую. Движение стрелы осуществляется с помощью троса, уложенного на барабане механизма привода. Ход стрелы ограничен концевыми выключателями, упорными буферами и стопорными устройствами.
Помимо автомобильных,существуют прицепные передвижные электроагрегаты,которые используются в основном на малодеятельных аэродромах,так как они менее оперативны — для их перемещения по летному полю требуется дополнительно тягач.